Виртуальный информационно-методический центр

Об утверждении Правил педагогических работников [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования Республики Беларусь, 10.06.2022 № 401

     Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.

     В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:

1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.

   Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования обеспечивает планомерную и последовательную передачу исторического и социального опыта белорусского народа, воспитание уважения и гордости к государственным символам Республики Беларусь. Интерес ребенка к изучению такого объемного материала в значительной мере зависит от содержания образования.

   Цель патриотического воспитания дошкольников направлена на формирование первоначальных представлений о родном крае, уважительного отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности, трудолюбия,  приобщение к национальным ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

   Реализация содержания патриотического воспитания дошкольников обеспечивает формирование у них нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Задачи патриотического воспитания дошкольников определены

учебной программой дошкольного образования:

         развивать:

  • осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;
  • интерес к родственным отношениям, к истории своей семьи;
  • чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками;
  • умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем);
  • интерес к социальной действительности: к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
  • гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;
  • любознательность к понятию "Родина" (место, где родился человек, где живут его родные), достопримечательностям своего города, своей страны;
  • активное участие во всех видах детской деятельности;

         формировать:

  • адекватные представления о себе, о других;
  • осознание себя как члена детского общества;
  • интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру;
  • сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях;
  • национальное самосознание;
  • знания о государственной символике (флаг, гимн, герб), животных, птицах, деревьях, цветах, которые могут являться символами белорусского государства (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек);
  • чувства нравственной, эстетической и экологической культуры;
  • самостоятельность в разнообразных жизненных ситуациях;

          воспитывать:

  • интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
  • гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам;
  • интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа;
  • патриотические чувства, гражданственность;
  • чувства любви к родному краю и гордость за него;
  • лучшие нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
  • уважение к этническим признакам жителей Республики Беларусь, языку белорусов.

         Процесс патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования

организуется с учетом принципов:

  1. культурной традиционности и воспитания в духе исторических, культурных традиций белорусского народа, его языка и обычаев;
  2. содержание постепенно усложняется, корректируются направления развития нравственных качеств личности и обеспечивается их преемственность;
  3. целенаправленного взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования и семьи на основе комплексного подхода к планированию.

 

Подготовила                                                            О.А.Рутковская,

                                                                               заместитель заведующего по основной деятельности

   В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству технолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

   Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

   Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в учреждении дошкольного образования также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в учреждении образования необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка дошкольного возраста, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у воспитанника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

   Для создания целостной системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста очень важным является организация двигательной развивающей среды в учреждении. Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает создать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Задача укрепления и сохранения здоровья воспитанников решается через использование разнообразных здоровьесберегающих средств и методов. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, интегрированной формы организации двигательной активности. К основным направлениям оздоровительной деятельности в учреждении дошкольного образования относится:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности воспитанников
  • организацию здорового сбалансированного питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста во время пребывания их в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с воспитанниками и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей дошкольного возраста.

   Признаки здоровья:

  • Специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;
  • Показатели роста и развития;
  • Функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

   Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики. Результаты заносятся в карту развития воспитанника, и используется специалистами при планировании работы. Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок с воспитанниками с позиций физического развития.Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутки, динамические паузы;
  • обеспечение условий для реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в течение дня;
  • физкультурные занятия, прогулки;
  • совместные досуги с родителями;
  • спортивные праздники и развлечения.

   Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учѐтом структуры усовершенствованного двигательного режима для воспитанников каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Система оздоровительной работы включает в себя:

  • психологическое сопровождение развития;
  • разнообразные виды организации режима двигательной активности;
  • систему работы с воспитанниками по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
  • организацию здорового питания;
  • оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение. Здоровый воспитанник  – практически достижимая норма детского развития.

   Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие УДО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся включает в себя:

  • информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
  • информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с воспитанниками в учреждении дошкольного образования;
  • приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях УДО (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);
  • консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

   Учреждение образования является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей дошкольного возраста, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в УДО и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.

   Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка дошкольного возраста.

 

Подготовила                                                            О.А.Рутковская,

                                                                               заместитель заведующего по основной деятельности