В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству технолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в учреждении дошкольного образования также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в учреждении образования необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка дошкольного возраста, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у воспитанника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста очень важным является организация двигательной развивающей среды в учреждении. Создание системы физкультурных и коррекционно-оздоровительных мероприятий помогает создать процесс формирования здоровья радостным: без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Задача укрепления и сохранения здоровья воспитанников решается через использование разнообразных здоровьесберегающих средств и методов. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, интегрированной формы организации двигательной активности. К основным направлениям оздоровительной деятельности в учреждении дошкольного образования относится:
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности воспитанников
- организацию здорового сбалансированного питания;
- обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста во время пребывания их в детском саду;
- организацию лечебно-профилактической работы с воспитанниками и сотрудниками;
- физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Признаки здоровья:
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;
- Показатели роста и развития;
- Функциональное состояние и резервные возможности организма;
- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики. Результаты заносятся в карту развития воспитанника, и используется специалистами при планировании работы. Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок с воспитанниками с позиций физического развития.Наиболее эффективными формами оздоровления являются:
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки, динамические паузы;
- обеспечение условий для реализации двигательной активности детей дошкольного возраста в течение дня;
- физкультурные занятия, прогулки;
- совместные досуги с родителями;
- спортивные праздники и развлечения.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учѐтом структуры усовершенствованного двигательного режима для воспитанников каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Система оздоровительной работы включает в себя:
- психологическое сопровождение развития;
- разнообразные виды организации режима двигательной активности;
- систему работы с воспитанниками по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
- организацию здорового питания;
- оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение. Здоровый воспитанник – практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие УДО с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся включает в себя:
- информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
- информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с воспитанниками в учреждении дошкольного образования;
- приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях УДО (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.);
- консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Учреждение образования является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей дошкольного возраста, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в УДО и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка дошкольного возраста.
Подготовила О.А.Рутковская,
заместитель заведующего по основной деятельности