Наши проекты

С 1 октября 2021 года  ГУО «Ясли-сад №7 г. Щучина » начало работу по республиканскому проекту совместно с Парком высоких технологий по внедрению проекта «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования для воспитанников 5-6 лет.

Творческий проект способствует освоению воспитанниками основ логики и алгоритмизации, формированию элементарных умений в области программирования и информатики, овладению ими необходимыми компетенциями для жизни в информационном обществе.

Проект «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.

Детям, участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации - это лучший период для развития мышления, памяти, воображения и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.

В учебном году начались увлекательные занятия в кружке на платной основе “Информатика без розетки». Занятия проходят в форме игры, воспитанники познакомились с котом Алесиком-главным героем, который помогает создать игровую ситуацию.

Руководителями проекта стали педагоги, прошедшие обучение и получившие сертификаты Парка высоких технологий: заместитель заведующего по основной деятельности Врублевская Наталья Валерьяновна и воспитатель дошкольного образования Клыжук Зоя Антоновна.

С 2021 года в Государственном учреждении образования  осуществляться реализация регионального педагогического проекта "Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования"

Участие в проекте принимают от ГУО "Детский сад №7 г.Щучина" заместитель заведующего по основной деятельности Врублевская Наталья Валерьяновна и педагог-психолог Бочко Анастасия Сергеевна.

 

 

Обоснование целесообразности (актуальности) проекта.

В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь  все компоненты системы образования взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всеми обучающимися. Для эффективного развития инклюзивного образования необходима целенаправленная, развитая система мер по гуманизации общественного мнения, просвещению населения в области учета образовательных возможностей лиц с особенностями психофизического развития.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020-2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования», одним из основных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном отношении людей друг к другу. При этом инклюзивное образование базируется на идеях формирования инклюзивных ценностей и сотрудничества, когда ценность каждого является основой общих достижений. Процесс формирования инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса предполагает построение учреждения дошкольного образования, основанной на системе взаимодействия в триаде «педагог – ребенок дошкольного возраста – родитель», функционирующей в логике расширения представлений об инклюзивной культуре и инклюзивном

образовании, формирования ценностного отношения, получения опыта совместной деятельности и положительного отношения к ней.

Актуальность проекта обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых требований к педагогам, работающим в условиях инклюзивного образования. Трансформация представлений об инклюзивной готовности связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением установок в отношении детей с особенностями психофизического развития. Педагогическим работникам необходимо активно включаться, с одной стороны, во взаимодействие с детьми для осуществления индивидуализации образовательного процесса, а с другой – во взаимодействие с социальными институтами детства для реализации успешной социализации воспитанников.

Инклюзивная готовность педагогов предполагает сформированность и дальнейшее совершенствование инклюзивной компетентности педагогических работников, работающих в условиях инклюзивного образования.

Формирование инклюзивной компетентности педагога невозможно без формирования рефлексивной компетентности, выражающейся в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании. Рефлексия – это системообразующий компонент в профессиональной деятельности педагога инклюзивного дошкольного образования. В связи с этим, весьма актуальным является развитие и поиск путей совершенствования у педагогов рефлексивной компетентности.

Данные исследований ученых позволяют определить рефлексивную компетентность педагогов в условиях инклюзивного дошкольного образования как способность к самоанализу педагогической деятельности, эмоционального состояния участников образовательного процесса, осознанное регулирование профессиональной деятельности с целью реализации индивидуализации образования.

При осуществлении инклюзивного образования наибольшие трудности у педагогических работников вызывает реализация следующих направлений: психолого-педагогического сопровождения ребенка в новой для него ситуации; анализ и осуществление индивидуального подхода ко всем детям, в том числе с ОПФР, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в реализации образовательных задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил нам определить потребность в создании модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования, способного к постоянной рефлексии и совершенствованию, в которой рефлексивная

компетентность выступает одним из структурных компонентов инклюзивной компетентности.

Предлагаемый проект ориентирован на развитие рефлексивной компетентности педагогов в реализации инклюзивного образования, преобразование теоретических и практических знаний специалистов системы дошкольного образования в соответствии с современными требованиями компетентностного подхода и необходимостью освоения инновационных методов и приемов решения педагогических задач. Анализ социально-исторических и теоретико-педагогических предпосылок становления и развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования позволяет создать прочную основу для его практического использования в системе методической поддержки педагогических работников дошкольного образования.

Таким образом, развитие рефлексивной компетентности педагога как составляющего компонента инклюзивной компетентности в целом, позволяет разрешить существующие противоречия:

– между потребностью общества в равном доступе к получению качественного образования всеми обучающимся, успешной жизнедеятельности в социуме и недостаточным использованием потенциала учреждений образования в развитии рефлексивной компетентности педагога как составляющей инклюзивной компетентности;

– между социально обусловленной необходимостью качественного формирования профессиональной компетентности педагога в области инклюзивного образования и недостаточной разработанностью условий, технологий, подходов в аспекте развития его рефлексивных компетентности;

– между разработанным и нормативно обеспеченным комплексом мер по развитию инклюзивного образования и недостаточно высокой компетентностью педагога в его реализации.

Цель проекта – развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования на основании инклюзивных подходов.

https://groiro.by/об-институте/сервисы/новости/p-38833.html

 

Подведены промежуточные итоги реализации регионального педагогического проекта по теме «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования», в котором принимают участие 26 учреждений дошкольного образования Гродненской области, научное сопровождение осуществляет Гродненский областной институт развития образования.

Актуальность проекта обоснована необходимостью формирования инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса и обеспечения равного доступа к получению качественного образования всеми обучающимися. За период с сентября 2021 по май 2022 года проведены серии образовательных мероприятий на базе института развития образования в очной (тренинги, деловые игры для заместителей заведующего по основной деятельности и педагогов-психологов) и дистанционной (вебинары) форме.

Одним из основных достижений проекта является обогащение образовательной практики на управленческом, методическом и организационном уровнях. Педагоги более детально стали проводить самоанализ проведенных занятий, игр, видов совместной деятельности с детьми, что отразилось на их умении адекватно проектировать образовательный процесс и профессиональную деятельность на основе полученных результатов, – отметила Светлана Хамылева, начальник учебно-методического управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо отметить систему взаимодействия в ходе реализации проекта Институт – специальные дошкольные учреждения и учреждения дошкольного образования Гродненского региона, а также взаимодействие учреждений дошкольного образования и родителей (законных представителей) обучающихся как важного фактора в системе формирования инклюзивной культуры участников образовательного процесса. Кроме того, проект направлен на укрепление внутреннего взаимодействия воспитателей и специалистов каждого УДО.

В рамках проделанной работы был разработан практико-ориентированный продукт, который может быть использован учреждениями дошкольного образования, в том числе в условиях реализации инклюзивного образования – это методические рекомендации «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников в учреждениях дошкольного образования в условиях инклюзии». Они изданы в марте 2022 года. Приобрести их можно в Гродненском областном институте развития образования.

 

 

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

В Гродненском областном институте развития образования состоялся вебинар с участием 26 учреждений дошкольного образования Гродненской области. Его провела Светлана Хамылева, начальник учебно-методического управления.

Основной целью вебинара стали анализ и подведение итогов работы регионального педагогического проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования».

Мероприятие направлено на совершенствование профессионализма заведующих, заместителей заведующего по основной деятельности в проведении анализа работы учреждения дошкольного образования по итогам реализации регионального проекта; расширение профессиональных знаний педагогов в области технологии проведения проблемно-ориентированного анализа деятельности учреждения дошкольного образования; развитие профессиональных компетенций заведующих, заместителей заведующего по основной деятельности в области педагогической рефлексии.

В ходе вебинара были рассмотрены варианты презентации достижений и результатов реализации проекта, а также перспективы трансляции педагогического опыта.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В рамках реализации образовательного проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования» был проведен вебинар с участием 26 учреждений дошкольного образования Гродненской области.

Мероприятие направлено на совершенствование профессиональных компетенций заместителей заведующего по основной деятельности по методическому сопровождению педагогических работников в процессе их самообразования, оказанию консультационной поддержки в выстраивании персонифицированных самообразовательных траекторий развития рефлексивной компетентности в условиях инклюзивного образования.

В ходе встречи были рассмотрены технологии педагогического анализа различных видов и форм совместной деятельности воспитателей, специалистов с детьми дошкольного возраста (занятие, игра, трудовая деятельность, общение и др.). Обсуждались особенности организации методической помощи в выборе персонифицированных самообразовательных траекторий в условиях реализации инклюзивного образования, взаимодействие специалистов УДО в совершенствовании рефлексивной компетентности в условиях инклюзивного образования.

 

 

О РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

С целью анализа и подведения итогов работы регионального педагогического проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования» в Гродненском областном институте развития образования состоялся вебинар с участием 26 учреждений дошкольного образования Гродненского региона.

Мероприятие направлено на совершенствование профессиональных компетенций заведующих, заместителей заведующего по основной деятельности по проведению анализа работы учреждения дошкольного образования по итогам реализации регионального проекта; расширение профессиональных компетенций педагогов в области технологии проведения проблемно-ориентированного анализа деятельности учреждения дошкольного образования; развитие профессиональных компетенций заведующих, заместителей заведующего по основной деятельности в области педагогической рефлексии, – отметила Светлана Хамылева, начальник учебно-методического управления.

В ходе вебинара были рассмотрены достижения и результаты реализации проекта, а также перспективы планирования на следующий учебный год.

 

 

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Светлана Хамылева, начальник учебно-методического управления Гродненского областного института развития образования, провела тренинг по развитию эмоционального интеллекта и совершенствованию инклюзивной компетентности для заместителей заведующего по основной деятельности и педагогов-психологов учреждений дошкольного образования, участвующих в реализации регионального педагогического проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования».

Обучающий тренинг направлен на развитие эмпатии, эмоционального интеллекта, рефлексии педагогических работников; отрабатывались механизмы самоанализа профессиональной деятельности.

Кроме того, участники проекта обсудили с консультантом план и мероприятия по реализации проекта в 2022/2023 учебном году.

 

 

 

 

ИНКЛЮЗИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В рамках реализации проекта «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования» в институте прошел обучающий семинар-тренинг для заместителей заведующего по основной деятельности и педагогов-психологов учреждений дошкольного образования.

Основной целью является совершенствование коммуникативных навыков и способностей к преодолению психологических барьеров общения в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования, – отметила Светлана Хамылева, начальник учебно-методического управления.

В ходе тренинга актуализировались вопросы реализации толерантного подхода в процессе социализации детей с особенностями психофизического развития. Кроме того, тренинг направлен на формирование профессиональных компетенций заместителей заведующего и педагогов-психологов в области организации и проведения семинаров в учреждениях дошкольного образования с целью развития инклюзивной компетентности. В мероприятии приняло участие 42 педагогических работника учреждений дошкольного образования, участвующих в реализации проекта.

На протяжении всей работы присутствовала творческая атмосфера сотрудничества и единства подходов в реализации инклюзивного образования.

 

 

 

Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования

 

Информационная характеристика проекта

  1. Название проекта: «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования»
  2. Научное сопровождение проекта:

Тарантей Виктор Петрович, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», доктор педагогических наук, профессор, larisa.tarantej@yandex.by;

Хамылева Светлана Романовна, ГУО «Гродненский областной институт развития образования», начальник учебно-методического управления, +375292821177, specialnodliavas@gmail.com

  1. Временные рамки реализации проекта: 2021-2023
 

Название проекта Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования

Данные о разработчиках и консультантах.

Тарантей Виктор Петрович, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы УО «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», доктор педагогических наук, профессор; v.tarantej@grsu.by;

Хамылева Светлана Романовна, начальник учебно-методического управления ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375292821177, specialnodliavas@gmail.com

 

Наименование учреждения образования ГУО «Детский сад №7 г.Щучина»

Сроки реализации проекта: 2021 – 2023 годы (2 года).

Обоснование целесообраности (актуальности) проекта.

В соответствии с Концепцией развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [17] все компоненты системы образования взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всеми обучающимися. Для эффективного развития инклюзивного образования необходима целенаправленная, развитая система мер по гуманизации общественного мнения, просвещению населения в области учета образовательных возможностей лиц с особенностями психофизического развития.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020-2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования», одним из основных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является  системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса [21].

Инклюзивная культура – это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном отношении людей друг к другу. При этом инклюзивное образование базируется на идеях формирования инклюзивных ценностей и сотрудничества, когда ценность каждого является основой общих достижений. Процесс формирования инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса предполагает построение  учреждения дошкольного образования, основанной на системе взаимодействия в триаде «педагог – ребенок дошкольного возраста – родитель», функционирующей в логике расширения представлений об инклюзивной культуре и инклюзивном образовании, формирования ценностного отношения, получения опыта совместной деятельности и положительного отношения к ней.

Актуальность проекта обусловлена тем, что социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых требований к педагогам, работающим в условиях инклюзивного образования. Трансформация представлений об инклюзивной готовности  связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением установок в отношении детей с особенностями психофизического развития. Педагогическим работникам необходимо активно включаться, с одной стороны, во взаимодействие с детьми для осуществления индивидуализации образовательного процесса, а с другой – во взаимодействие с социальными институтами детства для реализации успешной социализации воспитанников.

Инклюзивная готовность педагогов предполагает сформированность и дальнейшее совершенствование инклюзивной компетентности педагогических работников, работающих в условиях инклюзивного образования.

Формирование инклюзивной компетентности педагога невозможно без формирования рефлексивной компетентности, выражающейся в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании. Рефлексия – это системообразующий компонент в профессиональной деятельности педагога инклюзивного дошкольного образования. В связи с этим, весьма актуальным является развитие и поиск путей совершенствования у  педагогов рефлексивной компетентности.

Данные исследований ученых позволяют определить рефлексивную компетентность педагогов в условиях инклюзивного дошкольного образования как способность к самоанализу педагогической деятельности, эмоционального состояния участников образовательного процесса, осознанное регулирование профессиональной деятельности с целью реализации индивидуализации образования.

При осуществлении инклюзивного образования наибольшие трудности у педагогических работников вызывает реализация следующих направлений: психолого-педагогического сопровождения ребенка в новой  для него ситуации; анализ и осуществление индивидуального подхода ко всем детям, в том числе с ОПФР, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса в реализации образовательных задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил нам определить потребность в создании модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования, способного к постоянной рефлексии и совершенствованию, в которой рефлексивная компетентность выступает одним из структурных компонентов инклюзивной компетентности.

Предлагаемый проект ориентирован на развитие рефлексивной компетентности педагогов в реализации инклюзивного образования, преобразование теоретических и практических знаний специалистов системы дошкольного образования в соответствии с современными требованиями компетентностного подхода и необходимостью освоения инновационных методов и приемов решения педагогических задач. Анализ социально-исторических и теоретико-педагогических предпосылок становления и развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования позволяет создать прочную основу для его практического использования в системе методической поддержки  педагогических работников дошкольного образования.

Таким образом, развитие рефлексивной компетентности педагога как составляющего компонента инклюзивной компетентности в целом, позволяет  разрешить существующие противоречия:

– между потребностью общества в  равном доступе к получению качественного образования всеми обучающимся, успешной жизнедеятельности в социуме и недостаточным использованием потенциала учреждений образования в развитии рефлексивной компетентности педагога как составляющей инклюзивной компетентности;

– между социально обусловленной необходимостью качественного формирования профессиональной компетентности педагога в области инклюзивного образования и недостаточной разработанностью условий, технологий, подходов в аспекте развития его рефлексивных компетентности;

– между разработанным и нормативно обеспеченным комплексом мер по развитию инклюзивного образования и недостаточно высокой  компетентностью педагога в его реализации.

Цель проекта развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования на основании инклюзивных подходов.

Определение задач проекта.

1. Организовать взаимодействие в триаде «педагог – ребенок дошкольного возраста – родитель» по развитию рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;

2. Реализовать организационно-методические условия по внедрению модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;

3.Создать научно-методическое обеспечение реализации модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;

4. Оценить эффективность внедрения модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии;

5.Обобщить результаты инновационной деятельности, представить инновационный педагогический опыт в форме методических рекомендаций по внедрению модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзии.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан проект.

Научно-методологической основой модели развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования являются ведущие положения современной философии, психологии и педагогики:

- о человеке как личности и высшей ценности общества (Н.А. Бердяев [3], К. Роджерс [24]), в основе которой идея о достоинстве каждой личности, которая должна получить возможность себя реализовать;

- о присвоении отдельным индивидом произведений материальной и духовной культуры, созданных обществом (Л.С. Выготский [5], А.В. Запорожец [9],  Д.Б. Эльконин [27]), признание важного значения для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также созревания в онтогенезе. Эти особенности представляют собой лишь условия, а не движущие причины формирования человеческой психики, процесс развития дефективного ребенка двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития; социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону. Личность развивается как единое целое, имеющее особые законы, а не как сумма или пучок отдельных функций, из которых каждая развивается в силу особой тенденции;

- о единстве знаний, чувств и деятельности, о признании самоценности детства и рассмотрении деятельности как движущей силы психического развития ребенка, реализуемой в видах деятельности, способствующих зарождению и становлению у воспитанника психических новообразований, субъектной позиции и самовыражению ребенка в деятельности

(А. В. Запорожец [9],   А. Н. Леонтьев [19],  С. Л. Рубинштейн [25] и др.);

- об инклюзивной компетентности и готовности педагога (С.В. Алехина [1],  О.С. Кузьмина [18],   И.Н. Хафизуллина [28],   В.В. Хитрюк [32],   и др.). Под инклюзивной готовностью педагога понимается «…системное интегральное качество субъекта профессиональной педагогической деятельности, которое предопределяет профессиональный выбор, направленность (ориентацию), поведенческие стратегии и методы профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях инклюзивного образования» [32].  В.В. Хитрюк структура инклюзивной готовности педагога представлена когнитивным, эмоциональным, конативным, рефлексивным и коммуникативным компонентами, каждый из которых содержательно раскрывается через комплекс академических, профессиональных и социально-личностных компетенций [32]. Профессиональная компетентность педагогов в области инклюзивного образования рассматривается не только с точки зрения владения специальными знаниями в области дефектологии, знаний потребностей детей с ОПФР, а как  комплексное понятие, формирующееся с учетом актуальных направлений развития образования и в целом,  развития  отношения общества к лицам с особенностями психофизического развития, готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Она включает ряд личностных, ценностно-мотивационных и профессиональных качеств.

- об индивидуально-типологическом подходе (В.П. Тарантей [2]), который предполагает учет типа личности на основе изучения типологических качеств или особенностей, позволяющий по особенному индивидуально подойти к детям, компенсацию (устранение, уменьшение, нивелирование, замещение) уже сформировавшихся дефектов развития, учет дисгармонических вариантов развития личности. Целью подхода является формирование личности, как свободной индивидуальности, когда созданы наиболее комфортные гуманистические условия образования.

Основны термины, используемые в проекте:

инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся [17];

инклюзивная готовность педагога – системное интегральное качество субъекта профессиональной педагогической деятельности, которое предопределяет профессиональный выбор, направленность (ориентацию), поведенческие стратегии и методы профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях инклюзивного образования». Структура инклюзивной готовности педагога представлена когнитивным, эмоциональным, конативным, рефлексивным и коммуникативным компонентами, каждый из которых содержательно раскрывается через комплекс академических, профессиональных и социально-личностных компетенций [32];

рефлексия в педагогической деятельности – процесс мысленного, предваряющего или ретроспективного анализа профессиональной проблемы, в результате которого возникает понимание сущности проблемы и намечаются перспективы ее решения, Рефлексивные умения, необходимые педагогу для применения общих знаний в конкретных ситуациях: кооперативные (самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, принимать ответственность за происходящее в группе, осуществлять пошаговую деятельность, соотносить достигнутые результаты с конечной целью); личностные (умение анализировать себя, определять и анализировать причины своего поведения, а также его результаты и допущенные ошибки); коммуникативные (умение встать на место другого, проявление эмпатии, понимание причин действий субъектов процесса взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действия других в своих поведенческих стратегиях) [2].

рефлексивная компетентность педагогов в условиях инклюзивного образования – способность к самоанализу педагогической деятельности, эмоционального состояния субъектов образовательного процесса, осознанное регулирование профессиональной деятельности с целью реализации индивидуализации образования.

Описание структуры и содержания проекта

 Структура модели по развитию рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования представлена на основе применения комплекса образовательных мероприятий базирующихся на реализации инклюзивных подходов в образовании. Каждый компонент (организационно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-результативный), оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Цель является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она направлена на повышение уровня   рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования на основании инклюзивных подходов.

Цель находит свое конкретное выражение в принципах инклюзивного образования [17]: системности, комплексности, доступности, вариативности, толерантности. Принцип системности предполагает, что  инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования. Принцип  комплексности дает возможность осуществления взаимодействия педагогических работников УДО  в области инклюзивного образования. Реализация принципа доступности предполагает развитие у педагогических работников профессиональных умений по  адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, в учреждениях дошкольного образования.  Реализация принципа вариативности направляет на развитие профессиональных компетенций педагогических работников, предполагающий учет особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, индивидуализации образовательного процесса. Реализация принципов развития рефлексивной компетентности педагогических работников обеспечивает целенаправленное взаимодействие и непрерывный рост инновационного потенциала его участников.

Организационно-целевой компонент включает субъекты взаимодействия, функции и  организационно-педагогические условия, позволяющие эффективно развивать рефлексивную компетентность педагогических работников. К ним относятся: мотивирование педагогических работников к процессу самообразования, принятия принципов инклюзивного образования, самоанализу педагогической деятельности, направленному на индивидуализацию образовательного процесса; организация системы методического сопровождения педагогических работников с целью совершенствования профессиональной рефлексии; совершенствование форм, методов повышения квалификации педагогических работников; разработка схем-моделей, карт анализа для реализации рефлексивной деятельности педагогических работников.

Содержательно-деятельностный  компонент включает организационно-методическое обеспечение, диагностику рефлексивной компетентности педагогических работников УДО, позволяющую на основе индивидуально-типологического подхода, в соответствии с результатами подобрать методы, средства и виды совместной деятельности педагогических работников.

Важными составляющими содержательно-деятельностного компонента являются виды совместной деятельности педагогических работников, которые выстраиваются в определенной последовательности. На начальном этапе работы проводятся тренинги для заместителей заведующего по основной деятельности и педагогов-психологов с целью методического совершенствования, формирования понимания инклюзивных принципов, а также освоения мотивационными, рефлексивными методами, решения педагогических задач, анализа педагогической деятельности на качественно новом уровне.

На следующем этапе в работу проекта включаются все педагогические работники, осуществляется выстраивание индивидуального маршрута развития рефлексивной компетентности в соответствии с результатами диагностики, используются такие виды совместной деятельности как вебинары, видеотренинги, видеоконференции, консультации, используются цифровые ресурсы. Кроме того, на данном этапе используется интерактивное взаимодействие участников инновационного проекта.

Поэтапная работа позволяет системно выстраивать процесс совершенствования рефлексивной компетентности педагогов на основе методического сопровождения на уровне учреждений дошкольного образования. Взаимодействие с Гродненским областным институтом развития образования обеспечит научно-методическую помощь учреждениям в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов развитии рефлексивной компетентности.

Оценочно-результативный компонент  представлен ожидаемыми результатами на основе критериев и показателей развития рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в области инклюзивного образования. Это такие результаты как способность педагогов проводить самоанализ педагогической деятельности в УДО;  владение компетенциями в области организации взаимодействия субъектов образовательного процесса; умение применять диагностические методы (наблюдение) в работе с детьми в условиях инклюзивного образования; создание отношений доверия между субъектами образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде дошкольного образования;  сформированны компетенций в области использования оптимальной самоидентификации ребенка, социальной перцепции восприятии субъекта образовательного процесса.

Ожидаемые результаты проекта (методики, технологии, системы и т.д.).

В результате педагогические работники учреждений дошкольного образования будут знать:

  • особенности организации образовательного процесса с детьми с особенностями психофизического развития (далее с ОПФР) на рефлексивной основе;
  • теоретические основы педагогической рефлексии;
  • основные направления индивидуализации образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития;
  • современные подходы и требования к профессиональной компетентности педагогических работников в рамках реализации инклюзивного образования;

уметь:

  • осуществлять анализ педагогической деятельности;
  • создавать специальные условия для успешной социализации ребенка в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями;
  • осуществлять проектирование профессиональной деятельности в условиях инклюзивного дошкольного образования;
    •  

– рефлексивной компетентностью.

Что позволит на качественно новом уровне реализовывать одно из основных направлений деятельности учреждений дошкольного образования

Реализация модели в деятельности учреждений образования является малозатратным процессом, способствующим повышению качества организационно-методической работы, стимулированию самореализационных механизмов. Опыт разработки педагогом индивидуальной самообразовательной программы, определения индивидуального самообразовательного маршрута и реализации индивидуальной самообразовательной траектории как индивидуального пути в самообразовании вооружит педагогов арсеналом дальнейшего личностного и профессионального развития в непрерывном педагогическом образовании.

Результаты проекта имеют широкий социальный эффект, поскольку высокий уровень рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования в условиях инклюзивного образования  будет активно транслироваться им в профессиональную деятельность, позволит в полной мере осуществлять индивидуализацию образовательного процесса с учетом актуальной социокультурной ситуации и региональной специфики, осуществлять системную и последовательную работу по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность реализации проекта.

Анализ структуры рефлексивной компетентности, входящей в систему инклюзивной компетентности, позволяет определять и содержательно представить критерии развития рефлексивной компетентности педагогических работников. Данные критерии отобраны путем экспертного анализа на основе диагностического опросника 147 респондентов из числа педагогических работников УДО и ГрОИРО.

Методики исследования рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений дошкольного образования

Компоненты

Критерии развития

Методики диагностики

Когнитивные

 

– Владение способностью анализировать собственную педагогическую деятельность

– Умение анализировать соответствие результатов деятельности поставленным задачам

методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности А.В. Карпова,

 

Коммуникативные

– Умение принимать помощь специалистов

– Владение анализом собственной деятельности на разных этапах общения

методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко

Личностные

– Наличие готовности к принятию критических замечаний и учитывать их в дальнейшей педагогической деятельности

– Владение способностью анализа своего эмоционального состояния

методика Н. Холла исследование рефлексии эмоционального состояния, умения управлять эмоциями

Социальные

– Наличие личностной направленности на сотрудничество

 – Наличие способности при анализе поступка и т.п. поставить себя на место другого субъекта образования

методика определения рефлексивности мышления О.С. Анисимов

 

– Наличие способности при анализе педагогической ситуации и т.п. поставить себя на место другого субъекта образования

Самооценка рефлексивных способностей педагогического работника

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.

Дополнительное бюджетное финансирование для реализации инновационного проекта не требуется.

В соответствии с п.3 Приложения 31 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71 «О некоторых вопросах оплаты труда работников в сфере образования» (с измен. и дополнениями), с п.1.6, п.2 Положения об установлении надбавок стимулирующего и компенсирующего характера работникам государственного учреждения образования «Ясли-сад № 62 г. Гродно» (приложение к Коллективному договору №3) будут установлены надбавки педагогическим работникам за участие в инновационной деятельности на период реализации инновационного проекта. В случае необходимости будут использоваться средства из источников, разрешенных законодательством.

На заключительном этапе реализации проекта планируется разработка методических рекомендаций для УДО по развитию рефлексивной компетентности педагогических работников в системе методической работы УДО, издание ЭУМК «Развитие рефлексивной компетентности педагогических работников учреждений инклюзивного дошкольного образования» для использования в системе дополнительного образования взрослых.

Список литературы

  1. Алехина, С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С. В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – № 1 (44). – С. 26–32.
  2. Белорусская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / редкол.: Н. П. Баранова [и др.]. ; науч. ред.: С. П. Самуэль, З. И. Малейко, А. П. Чернякова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015. – Т. 1: А–М / редкол.: Н. П. Баранова [и др.]. – 735 с.
  3. Бердяев, Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев ; сост. и отв. ред.: О. А. Платонов. – М. : Институт русской цивилизации, 2012. – 624 с.
  4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с.
  5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1982–1984. – Т. 5 : Основы дефектологии / под ред.

Т. А. Власовой. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.

  1. Выготский, Л. С. Специальные вопросы дефектологии / Л. С. Выготский. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 176 с.
  2. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «должности служащих, занятых в образовании» [Электронный ресурс] : постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 21 октября 2011 г., № 105 // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=W201p0011 – Дата доступа: 22.01.2019.
  3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. [Электронный ресурс] / А. В. Запорожец ; под ред. В. В. Давыдова. В. П. Зинченко. – М. : Педагогика, 1986. – Т. 2. – Режим доступа: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/Z/ZAPOROJEC_Aleksandr_Vladimirovich/_ZaporojecA.V.html. – Дата доступа: 24.11.2017.
  4. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МО-ДЭК», 2000. – С. 30–35.
  5. Жигорева, М. В. Теоретические подходы к раскрытию компетентности участников инклюзивного образования / М. В. Жигорева,

Г. В. Кочеткова // Коррекц. педагогика: теория и практика. – 2017. – № 1. – С. 93–104.

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т. В. Волосовец [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 141 с.
  2. Инклюзивное образование : пособие / М. В. Былино [и др.]. – Минск : Услуга, 2015. – 248 с.
  3. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учебно-методическое пособие / С. С. Кашлев. – Минск : ТетраСистемс, 2013. – 224 с.
  4. Кетриш, Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : монография / Е. В. Кетриш. – Екатеринбург : РГППУ, 2018. – 120 с.
  5. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 января 2011 г., № 243-3 : принят Палатой предст. 2 декабря 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. : с изм. и доп. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=Hk1100243. – Дата доступа: 05.12.2018.
  6. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи, 20 ноября 1989 г. // Организация Объединенных наций. – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=3683. – Дата доступа: 12.09.2019.
  7. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Приказом Мин. обр. Респ. Беларусь, 22 июля 2015 г. № 608 // Asabliva.by. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/download608%20(2).pdf. – Дата доступа: 05.12.2018.
  8. Кузьмина, О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 [Электронный ресурс] / О. С. Кузьмина. – Омск, 2015. – Режим доступа: https://omgpu.ru/sites/default/files/dissertatsiya_kuzmina_os.pdf. – Дата доступа: 20.01.2020.
  9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. /

А. Н. Леонтьев.– М. : Педагогика, 1983. – Т. 2. – 320 с.

  1. Литвина, Н. В. Профессиональная компетентность воспитателей как фактор обеспечения качества работы дошкольного учреждения / Н. В. Литвина // Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы : материалы науч.-практ. конф., Минск, 13–14 мая 2010 г. / Нац. ин-т образования ; редкол.: Г. Г. Макаренковой [и др.]. – Мозырь, 2010. – С. 249–253.
  2. Об организации в 2020-2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц  с интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] : инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь, утв. зам. Мин. обр. Респ. Беларусь, 24 июня 2020 г. // Сайт Министерства образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://adu.by/images/2020/08/imp-MO-RB-doshkol-specialn-2020-21.docx – Дата доступа: 02.11.2020.
  3. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т. Г. Богданова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : ИНФРАМ, 2017. – 335 с.
  4. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Сов. Мин. Респ. Беларусь, 15 июля 2011 г. № 954 // pravo.by. правовой сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/C21601116_1483650000.pdf. – Дата доступа: 05.03.2021.
24.Роджерс,  К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогресс, 1994. – 314 с.
  1. Роджерс, К. Р. Гумманистическая психология : теория и практика : избр. тр. по психологии / К. Р. Роджерс ; под. ред. А. Н. Сухова. – М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2013. – 456 с.
  2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
  3. Эльконин, Д. Б Избранные психологические труды [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин ; редкол.: В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1. – Дата доступа: 24.11.2017.
  4. Учебная программа дошкольного образования  [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Мин. образов. Респ. Беларусь, 15 августа 2019 г. № 138 // pravo.by. правовой сайт Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/upload/docs/op/W21934601p_1569618000.pdf. – Дата доступа: 02.05.2020.
  5. Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Н. Хафизуллина. – Астрахань, 2008. – 213 л.
  6. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование : тренинги в работе с родителями : учебно-метод. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : БГПУ, 2018. – 112 с.
  7. Хитрюк, В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 [Электронный ресурс] / В. В. Хитрюк. – Калининград, 2015. – Режим доступа: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/1330/Formirovanie%20inkljuzivnoj%20gotovnosti%20budushhih%20pedagogov%20v%20uslovijah%20vysshego%20obrazovanija.pdf?sequence=1&isAllowed=y. – Дата доступа: 20.03.2020.
  8. Хитрюк, В. В. Инклюзивная готовность педагогов: генезис, феноменология, концепция формирования: монография [Электронный ресурс] / В. В. Хитрюк. – Барановичи : БарГУ, 2015. – Режим доступа: http://rep.barsu.by/bitstream/handle/data/1295/Inkljuzivnaja%20gotovnost%27%20pedagoga%20genezis%2C%20fenomenologija%2C%20koncepcija%20form. – Дата доступа: 20.03.2020.
  9. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии : учеб. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
  10. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития : практикум / В. В. Хитрюк. – Барановичи : РИО БарГУ, 2011. – 176 с.
  11. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия в деятельности [Электронный ресурс] / Г. П. Щедровицкий // Гуманитарный портал. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5242. – Дата доступа: 20.03.2020.